среда, 22 августа 2007 г.

Этика халявы.

...мне не нравится направление,
в котором развивается пользование Линуксом
(Алексей Федорчук)

Одна из черт "послепермского" периода - радикальное повышение интереса к свободному ПО. Следствие - взрывообразный рост количества пользователей Linux. Вроде, все хорошо. Собственно, за что боролись - то и получили. Впрочем, с этого места уже по пунктам.
Лично я ни за что не боролся. И бороться не собираюсь. Разве что за мир во всем мире и за победу коммунизма - но это не имеет отношение к теме. Я часто получаю письма от читателей, в которых они утверждают, будто я что-то пропагандирую и к чему-то призываю. Скажу честно - и в мыслях не держал.
Если я кем-то себя и считаю, то не более, чем популяризатором (причем, не самым лучшим). По большому счету мне все равно кто чем будет пользоваться. Если человеку хочется узнать про Linux чуть больше - милости прошу. Если нет - так на "нет" и суда нет.
А вот то, что получили, мне нравится все меньше и меньше. Причем, по одной-единственной причине.
Я не считаю схему распространения программ с открытым исходным кодом неким шагом к коммунизму. Напротив - это нормальный правильный капитализм. Проприетарное ПО - тоже капитализм. Только уродливый. Но "деньги-стулья" присутствуют и тут, и там.
К сожалению, я сейчас наблюдаю появление "третьего пути" - гибридного. В соответствии с ним свободное ПО считается просто бесплатным. В остальном же - полный аналог коммерческого. Мол, не хотите платить - выбирайте Linux.
А это чушь. Разработчики свободного ПО не питаются святым духом. Источник их доходов - техническая поддержка пользователей, которые по тем или иным причинам в ней нуждаются.
То есть, все очень просто. Бери программы и пользуйся. Можешь это делать сам - на здоровье. Не можешь - плати. Жестоко? Возможно, но это нормальный цивилизованный капитализм.
Что же мы видим на форумах? Пользователей, которые фактически утверждают, что раз уж мы ваш Linux поставили, так давайте нам теперь все объясняйте подробненько и по пунктам. Желательно - пошаговую инструкцию. Причем, лично мне - соседняя аналогичная тема адресована другому господину, а я привык к индивидуальному обслуживанию.
Но это еще полбеды. Настоящая беда - действительно объясняют. Что в этом плохого?
Берусь утверждать, что бесплатная техподдержкка - аморальна. Хотя бы тем, что доброхот посягает на право дистрибьютора, определяемое схемой его работы.
Спорный тезис? Отнюдь нет.
Могу ли я купить на свои деньги ящик водки и угощать всех подряд? Безусловно. Но не в чужом ресторане. Я могу сколько угодно доказывать хозяину, что вот эта парочка все равно купит только чай, а спиртное готова употребить исключительно на халяву. Стало быть, на его доходы я нисколько не посягаю. Но он меня выгонит и будет трижды прав.
Почему? Да потому, что нормальный капитализм - это очень сложные схемы. Тривиальное "держи программу - гони бабло" - это обдираловка, а не честный заработок. Нам это, понятно, не нравится. Но сложные схемы очень непросто формализовать - без категорий, которые принято именовать этическими, тут никак не обойтись.
Протянуть человеку носовой платок - это нормально. Вытирать нос дееспособному гражданину - унизительно. Давайте уже как-то прекращать это дело.