Из опубликованного в Upgrade.
Законы я очень уважаю. Еще с институтстких времен. Как сейчас помню - первый закон термодинамики, второй закон термодинамики... Некоторым даже собственные имена присвоили - законы Гей- Люссака, Авогадро, Бойля- Мариотта... такое забыть никак невозможно. Правило буравчика - так это средь ночи разбуди, отрапортую, как на зачете. Открыли их уважаемые мыслители, доказывающие истинность суждений опытами и рассчетами, а не подниманием рук.
Возможно, с точки зрения русского словообразования этот термин не слишком хорош. Но вариантов немного. "Устав" уже занят военными, которые сразу смекнули, что название "Закон караульной и внутренней службы" будет провоцировать смех в строю, чего никак допустить нельзя. Ибо чревато.
Также я уважаю BitTorrent. Исключительно правильная сеть, основанная на принципах взаимной поддержки. Что взял - тем и поделись, а если можешь отдавать больше, то честь тебе и хвала.
И еще я очень уважаю проблемы, которые образуются на стыке различных областей жизнедеятельности. Именно они позволяют быстро понять, с чем у нас все в порядке, а над чем еще надо думать и думать. В том числе и творцам юридизмов.
Удаление ссылок на tottents.ru.
Администрация заявила, что удалила некоторые раздачи, поскольку получило письмо от руководителя отдела Интернет-промо телеканала ТНТ Сергея Иванова, в котором говорилось буквально следующее: "Я хотел попросить удалить с форума ветки, занимающиеся распространением ссылок на Смех без правил, Comedy Club и Наша Russia. Телеканал ТНТ, который я представляю в данный момент, является обладателем исключительных авторских прав на данные программы".
Точнее, проблема как раз нестыковая, поскольку одно никак не желает стыковаться с другим. Я, кстати, вовсе не против юриспруденции. Есть вполне понятные все "не убий, не укради, не прелюбодействуй..." То есть, в каждом человеке, каким бы испорченным он не был, есть некий орган, сигнализирующий ему, когда он собирается сделать плохо. К этому внутреннему голосу можно как прислушаться, так и отмахнуться от него. Суть от этого не меняется - нельзя нечаянно сделать что-то радикально неправильное (о мелочах, которые не стоят больше простого извинения речь не идет).
С другой стороны, у кого-то было время и он записал передачу. На вполне юридически корректных основаниях, хочу заметить. ТВ-тюнеры продаются в обычном магазине, прилагаемое к ним ПО оснащено функцией записи... И никто не мечет громы и молнии в адрес производителей железа, позволяющего делать копии того, что показывают по телевизору.
Почему? Да потому, что на этот случай уже имеется юридизм, который гласит, что "допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях". Стало быть, имею право.
Обратите внимание, что я вовсе не выступаю против частной собсвтенности и авторских прав. Напротив, все это я очень уважаю. Но считаю, что хозяин, который не хочет, чтобы я случайно забрел на его огород, должен поставить забор. Не обязательно большой. Пусть будет маленький заборчик с обязательным плакатиком "Моё. Вход запрещен." А то откуда мне знать, куда можно идти, а куда - нет.
Включил ТНТ. Ничего даже отдаленно напоминающего заборчик, я там не увидел. Я, конечно, понимаю, что тайком пробраться на студию, взять запись программы, еще не вышедшей в эфир - это явное воровство. Но слушать пение птицы, которую хозяин уже выпустил на волю, я имею полное право. Если владелец этого не хочет, то пусть держит ее в клетке и наслаждается сам. Я могу его осуждать, перестать с ним общаться, но принудить к чему-либо - это уж дудки.
Является ли торрент-сеть кругом знакомых? Вне всякого сомнения. В это сообщество я вступаю добровольно, никакой анонимности там и близко нет - клиент отобразит всех, с кем я делюсь кусочками файла.
История, произошедшая на toppents.ru очень доходчиво иллюстрирует одно свойство юридизмов. Они не только противоречат нормальным человеческим представлениям о праве и справедливости, но и слабо стыкуются один с другим.
Но самое смешное еще впереди. Итак, администрация телеканала попросила (точнее, хотела попросить) владельцев трекера удалить ряд сылок на якобы нелегальный контент. Почему якобы? Да потому, что окончательное решение может вынести только суд. А для этого ему потребуются факты - кто распространяет, что распространяет.
То есть, через месяц концов уже не найти. Ведь, согласно логике, нарушителем чьих-то прав может быть только начавший раздачу, ведь именно он делал запись непосредственно с телевизионного приемника. Остальные же просто пользуются тем, что уже есть, участвуя в работе вполне легального ресурса. Ведь презумпцию невиновности пока еще никто не отменял. Если сайт (магазин, кафе, etc) открыт, то у потребителя не должно быть сомнений, что все сделано по закону.
Пусть даже компетентные органы выяснят адрес первого раздающего и нагрянут к нему с обыском. Только того файла у него на машине скорее всего уже не будет. Если же предъявить ему распечатку с логами, то он тут же скажет, что сделана она при помощи текстового редактора.
Или дополнят юридизм положением о том, что все следственные и судебные мероприятия проводится только на деньги того, что считает себя правообладателем. Вот тогда пусть хоть войну пиратам объявляют. Если не за мои деньги, то я согласный. Иначе такая юридистика мне не нужна - лучше пусть пенсии повысят.
Интересно, что выпуски Comedy Club лежат на сайте ТНТ (правда, в ужасном качестве). И правообладатель нисколько не обеспокоен тем, что сотрудники канала намерянно портят продукт, созданный трудом многих людей. На мой взгляд это значительно большее нарушение авторского права, чем то, о котором пишет в своем письме Сергей Иванов.
The Pirate Bay идет в наступление.
А как обстоят дела с торрент-сетями на законопослушном Западе? Может, действительно, мы слишком многого хотим? Возмущаемся тут, в то время, как весь цивилизованный мир борется с пиратством, постоянно одерживая сплошные победы.
Отнюдь, как любил говорить один из известных российских юридистов. В Европе идут самые настоящие бои. Причем, обе стороны понимают, что лучший способ защиты - это нападение. Владельцы и пользователи трекеров не оправдываются, а сами используют юридизмы для доказательства своей правоты.
Поняв, что с трекера взятки гладки, ибо никаких файлов на сервере нет, RIAA взялась за простых пользователей. И тут проявилось еще одно свойство юридизмов. Успех в деле зависит не столько от правоты, колько от квалификации адвоката. Ассоциация звукозаписывающих компаний - контора богатая и, как говориться, может себе позволить.
Честно воевать в таких условиях - дело безнадежное. Поэтому, потребители решились на ход конем. Благо, подвернулся удачный случай.
В-общем, дело запахло кибертерроризмом, за который никто по головке не погладит. Причем, в отличие от спорных нарушений иногда непонятно чьих прав, тут уже явный и бесспорный конфликт с юридическими нормами.
Бизнес - штука тонкая. Там не знаешь, где найдешь, а где и потеряешь. Процесс выиграл - с репутацией простился. Помните, как российское представительство Microsoft отреагировало на "дело Поносова". Мол, мы тут ни при чем и претензий к учителю не имеем.
Заключение.
Кстати, юриспруденцию я тоже уважаю. Хоть иногда она и вызывает усмешки привыкших к ясности технарей, без нее тоже никак.
Однако, юриспруденция тем и отличается от юридистики, что первая не противоречит ни сама себе, ни здравому смыслу. И предусматривает такие механизмы, при которых правота субъекта никак не зависит ни от его социального статуса, ни от толщины его кошелька.
Но это - оружие обоюдоострое. Потребитель умнеет на глазах и в юридизмах тоже начинает кое-что соображать. Поэтому, иногда и ответить может. Так сказать, по-шведски.
Разумеется, закоренелых халявщиков эта мера нисколько не исправит. Но в эпоху доступности средств копирования на некоторые издержки следует махнуть рукой. В конце концов, даже у самых злостных личеров когда-нибудь появятся дети, которые будут лучше родителей.
Поэтому, нужен компромисс, основанный на понимании того, что юридические нормы пишут люди, которым свойственно ошибаться. Так и получаются юридизмы. Не стоит путать их с догмами и брать под козырек.